21.02.2018
Поделиться: 5
  • Facebook
  • Telegram
101633

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика имеет мало общего с той арифметикой, которую всем нам преподавали в школе. Это вовсе не изучение правил счёта, а развитие определенных навыков, тренировка мышления. Занимающиеся ею дети приобретают способность быстро считать и свободно выполнять в уме сложные математические операции, но это не является главной целью. Данная методика не нова, хотя в развивающих центрах используется относительно недавно.

Суть ментальной арифметики

Многие родители задаются вопросом, что такое ментальная арифметика. Это уникальная методика, которая развивает два полушария мозга одновременно за счет быстрого устного счёта на визуализированном абакусе. Абакус – это древняя доска для вычислений.

Ментальная арифметика – комплекс занятий, во время которых дети:

  • учатся работать с образом такого инструмента, как счёты;
  • представляют задачи, требующие вычислений, в виде картинок.

Следствием этого является активизация работы правого полушария мозга. Вычисления же происходят в левом полушарии. И благодаря тому, что мозг работает гармонично, интеллектуальные способности ребёнка развиваются.

Что такое ментальная арифметика

Освоив ментальную арифметику, ребёнок 5 лет может вычислять сложные арифметические примеры без калькулятора и одновременно читать стихотворение. Кроме этого, у данной программы есть ещё множество преимуществ:

  • развитие воображения и образного мышления;
  • улучшение памяти;
  • формирование сосредоточенности, усидчивости и концентрации внимания;
  • тренировка мелкой моторики рук;
  • отличная успеваемость в школе по всем предметам;
  • умение решать задачи и творческим, и аналитическим путем;
  • выявление лидерских качеств;
  • возникновение уверенности и самостоятельности у ребёнка.

Что такое ментальная арифметика

Есть ли польза от данной методики?

Главная задача ментальной арифметики – научить слаженно работать оба полушария мозга. Это позволяет выполнять одновременно несколько разных задач, критически осмысливать информацию, постоянно совершенствовать свой интеллект, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях.

Наверняка вы не раз видели видеоролики, в которых детвора дошкольного или младшего школьного возраста умудряется одновременно рисовать, считать в уме и рассказывать стихи. Или демонстрирует уровень интеллекта, присущий взрослому с высшим техническим образованием.

Когда речь заходит о методике обучения, родители склонны верить не красивым описаниям, а научным фактам, доказывающим ее эффективность. Учёные всего мира не раз экспериментально подтверждали, что при работе правого и левого полушарий головного мозга «в связке» результативность обучения возрастает в несколько раз. Исследования проводились с участием взрослых и детей. 

Левое полушарие ответственно за логичность рассуждений и точность информации, а правое – за образы и воображение. Если они задействованы одновременно, можно использовать мозг на полную мощность и значительно увеличить интеллектуальные способности. Причём, чем меньше возраст обучаемого, тем лучше результаты.

Что такое ментальная арифметика

Немного об истории возникновения

Данная методика активно используется в 60 странах мира. В Японии она является неотъемлемой частью школьной программы. Сегодня обучением детей с использованием ментальной арифметики в нашей стране занимается всего несколько десятков учреждений, в том числе центр интеллектуального развития SMARTUM. Применяется она в качестве дополнительного внешкольного и общеразвивающего направления.

На деле же этой методике несколько сотен лет. Её началом принято считать китайский суаньпань, первое упоминание о котором датируется 190 годом. Впоследствии деревянные счёты совершенствовались и улучшались. А в XVI веке в Японии стали применять соробан – счётную доску, которая сегодня расценивается как объект культурного наследия. Её использование легло в основу методики обучения ментальной арифметике.

Как это работает?

Сначала ребёнок учится считать на абакусе. Он пальцами перебирает костяшки на счетах и складывает-вычитает числа. Потом, освоив данный механизм, ученик представляет абакус в уме. Но при этом он всё так же работает пальцами, только перебирает уже воображаемые костяшки. После того, как ребёнок освоит простые вычисления, он учится считать и одновременно делать другое действие: читать стихотворение или выполнять физическое упражнение. Затем, обычно через год, дети переходят на более сложный уровень: они учатся умножать и делить на абакусе. На третий год начинаются самые сложные арифметические операции: например, нахождение квадратного или кубического корня.

Интеллект – признак развитого мышления. Без постоянного совершенствования и получения новых навыков невозможно не только его развитие, но даже поддерживание на достигнутом уровне.

Интеллектуально развитый ребёнок умеет:

  • быстро обучаться, используя полученный ранее опыт;
  • искать нестандартные пути решения задач;
  • мгновенно ориентироваться в новых условиях и обстоятельствах. Это дополнительно воспитывает стрессоустойчивость, помогает лучше адаптироваться к изменению ситуации. Поэтому взрослые должны знать, что такое ментальная арифметика для детей.

Максимальный эффект ментальная арифметика даёт в дошкольном возрасте, когда у малыша ещё не сформировались определенные стереотипы мышления и активно работают нейронные связи.